Вот на такие перлы по поводу великого композитора сегодня можно натолкнутся в прессе и Интернете довольно часто:
"...Какова же была его основная цель? Ее Вагнер выражает совершенно ясно в последней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточенные споры до наших дней книги, одна из глав которой называется "Окончательное решение еврейского вопроса" (кстати, он первый ввел этот термин). Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев. Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще, никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа. Даже Ницше, которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо, где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того, "чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели".
В своем письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь".
Вагнер заботился о том, чтобы его идеи были ясно поняты последующими поколениями. Например, на праздновании 68-летия, за год до смерти, Вагнер в ответной речи сказал: "Моя дирижерская палочка еще много раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должны стать". Каким же действительно был путь, на который направлял Вагнер последующие поколения? Первая и главная цель - освобождение человечества от евреев. Во-первых, потому что "евреи, как мухи и крысы: чем больше вы их уничтожаете, тем больше они плодятся. Не существует никакого средства, кроме тотального уничтожения. Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И особенно враг всего немецкого. И до того пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно"
Эта идея была, как Вагнер сам говорит, "лейтмотивом моей жизни". Посмотрим, совпадают ли его слова, его ненависть к евреям с той музыкой, которую он пишет. Может быть, действительно это только слова, а музыка прекрасна? Вагнер на самом деле не является архитектором новой оперы. В жанре оперы он пользовался новыми приемами, украденными, в частности, у Листа. Не будем переоценивать значение Вагнера в музыке.
Он привел жанр оперы в тупик и поэтому не имел последователей. Было, правда, несколько неудачных имитаторов, эпигонов, но, если мы говорим о музыке конца XIX и XX столетий, ни один композитор практически не пошел за Вагнером. Его открытия были сделаны на бесплодной почве. Принцип речитативного развития музыкальной ткани не нашел никаких последователей, потому что был мертв, потому что у Вагнера он был связан со словом и слово было носителем идеи, а идея была сама по себе античеловеческая. В этом - существо творческого банкротства Вагнера."
Ну что же? Давайте разбираться! Что же за книга Вагнера такая? Что за "решение еврейского вопроса"? Что за письмо в Баварскому парламенту?
Идём на сайт Еврейской энциклопедии. Если уж такие книги и письма Вагнера существуют, то там об этом не умолчат.)
Что мы видим? Внятные цитаты есть только из статьи Вагнера "Еврейство в музыке", которая на сегодняшний день, смею утверждать, и является ЕДИНСТВЕННЫМ документом, по которому можно судить об истинном отношении Вагнера к евреям.
Дальше в еврейской энциклопедии мы видим любопытный абзац:
"...В более поздних работах («Познай самого себя», «Героизм и христианство» — обе — 1881 г., статьи в основанной Вагнером газете «Байрейтский листок») он неоднократно повторял мысль о господстве евреев в экономической и культурной жизни Германии. Он также первым выдвинул идею«окончательного решения» еврейского вопроса — Вагнер требовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы..."
А куда же девалась вагнеровская книга? И "окончательное решение еврейского вопроса" становится уже просто "окончательным решением", а "уничтожение" заменяется на "насильственное устранение...". Правда, откуда взялись эти идеи "решения" и "устранения" Еврейская энциклопедия, только что такая щедрая на цитаты и ссылки, указывать отказывается и дальше просто уже без каких-либо намёков на ссылки выдаёт следующее:
"Вдова Вагнера, Козима, поддерживала все правые антисемитские движения, в том числе национал-социалистическое, на идеологию которого, как и на мировоззрение его лидера А. Гитлера, идеи Вагнера оказали большое влияние. Вагнер был по сути провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха."
Ни фига себе?!!! И такие обвинения разбросаны в различных вариациях по всему Интернету без всяких ссылок, как само собой разумеющееся! И не трудитесь, никаких первоисточников, доказывающих, что Вагнер предлагал уничтожать евреев физически и вообще был чуть-ли не идеологом Холокоста, вы НЕ НАЙДЁТЕ!
Вот тут в Викиреальности есть любопытное наблюдение, как делали из Вагнера монстра в Википедии.
А вот здесь, музыковед Дмитрий Горбатов уже более 10 лет назад блестяще разобрал самые вопиющие (включая и приведённую мной цитату в начале поста) случаи вранья.
Спрашивается, зачем так много вранья? Кому мешает великий композитор? Может быть кому-то не нравится ХРИСТИАНСКАЯ тема, так ярко выраженная в творчестве Вагнера?
Вам же, дорогие блогоприятели, предлагаю почитать статью Вагнера в оригинале. Рискую правда. Ведь, если верить Википедии, эта статья в России запрещена как экстремистская.
Вот и решите сами:
"Недавно в “Новом музыкальном журнале” [“Neue Zeitschrift für Musik”. — Прим. С. Грозмани.] был поднят вопрос “о еврейском художественном вкусе”; тотчас же по этому поводу возникли разногласия: защита и оспаривание еврейского художественного вкуса вызвали горячие споры. Мне же кажется, что в этом споре прежде всего следует иметь в виду одно принципиально важное обстоятельство, которое, к сожалению, до сего дня либо умалчивалось критикой, либо обсуждалось в пылу излишнего возбуждения. А между тем задача критики в данном случае была бы особенно благодарна, так как, не унижаясь до обсуждения ею же измышленного и не извращая тем своего существа, она должна была обращаться исключительно к области фактов несомненных и ясно заметных.............."
Прошу всех здравомыслящих людей помочь распространить этот пост, как противодействие лжи в адрес великого композитора!