a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Category:

ЛЕУШИНСКИЕ СТОЯНИЯ



ЛЕУШИНСКИЕ СТОЯНИЯ

‪В конце ХХ века в память о монастыре, где была написана икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», возникла необычная традиция современной православной России – Леушинские молитвенные стояния.

Каждый год в ночь с 6 на 7 июля накануне престольного праздника Леушинского монастыря – Рождества св.Иоанна Предтечи, на берегу Рыбинского водохранилища у селения Мякса, ближайшего к затопленной обители, собирается множество богомольцев и паломников из разных городов и весей России.

Автобусы приезжают из Петербурга, Москвы, Рыбинска, Череповца, богомольцы прибывают из Киева, Рязани, Кириллова, Пошехонья, из Ростова-на-Дону, из Риги…

Традиция возникла в 1999 году, когда на пустынный берег рукотворного «Рыбинского моря» приехало несколько прихожан храма Леушинского подворья в С.-Петербурге с протоиереем Геннадием Беловоловым.

Они приехали, чтобы почтить память великой обители установкой поклонного креста.

После молебна у берега в воде заметили мореное дерево из могучих Леушинских лесов, погибшее при затоплении в 1940-е годы.

Оно пробыло в воде более 60 лет.

Из него и был сделан памятный Леушинский крест.

Сохранившиеся корни не стали обрубать – поставили на землю и обложили камнями.

Так на берегу Рыбинского моря встал «крест процветший», символ русской Голгофы-на-водах.

С тех пор к нему каждый год притекают почитатели иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», явившей ее миру Леушинской обители, игумении Таисии, св.Иоанна Кронштадтского.

Смысл Леушинских стояний заключается в том, чтобы почтить память всех храмов и монастырей, сокрытых водами рукотворного потопа.

Это – стояние памяти о всех поруганных святынях, стояние верности Святой Руси, стояние в вере.

Молитвенные стояния вдохновляются надеждой на исполнение пророчества о судьбе Леушинского монастыря, открытого Игумении Таисии.

Каждый год накануне Леушинского престольного праздника служится всенощное бдение с акафистом св.Иоанну Предтече – пророку покаяния.

Первые годы молились на берегу рукотворного моря, сейчас служба идет в строящемся храме.

Этот покаянный плач об утраченной Леушинской обители, а в ее образе и о всех уничтоженных и поруганных святынях Русской земли, приносят священнослужители, монашествующие и миряне, паломники и местные жители, старики-переселенцы из затопленных деревень, их дети, потомки и те, кто оказался в этих местах в первый раз.

Эта традиция возникла и как продолжение тех молитв, которые здесь возносили леушинские монахини – свидетельницы затопления родной обители.Можно только представить их горе: ведь они так любили свою обитель, что и после ее закрытия не разошлись по родным селам, а жили скитами и общинками в окрестных деревнях.

Вода прибывала постепенно, поглощая родную для них землю, где оставались великолепные храмы и уютные кельи, уединенный скит Дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского и могилки сестер, нахоженные и намоленные лесные тропочки и возделанные с любовью поля, а главное – погребение их любимой свято-чтимой матушки-настоятельницы Игумении Таисии в Похвальском соборе!

Их слезы навсегда смешались с водою самого большого на земле искусственного моря, освятив его нынешние берега.

Участники Леушинских стояний становятся свидетелями чуда.

Здесь на этом берегу плача сила веры побеждает реальность свершившегося факта.

Уничтоженные храмы являют свою благодать всем молящимся.Ведь по православному учению ангел, посылаемый от Бога каждому освященному храму, не оставляет его уже никогда.

Стало быть, над Рыбинскими водами незримо и ныне реют ангелы тех сотен престолов, которые пребывают под водным спудом, тех трех обителей, которые стали китежским градом.

Трагическое водохранилище, погребшее в своих недрах святыни храмов, само освятилось ими. Ангелы совершают свое таинственное леушинское стояние.

Земное стояние становится совместным с небесным воинством предстоянием Богу.

С каждым годом прибывает число богомольцев.

Являются зримые плоды молитвы.

Главной традицией стало правило приносить сюда различные иконы Пресвятой Богородицы, так чтобы когда-нибудь здесь собрались все чтимые иконы Божией Матери Русской земли, о чем молилась и мечтала великая старица Руси Таисия.

Кроме главной Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», пред которой и совершаются Леушинские стояния, собирается подчас более 200 разных образов Божией Матери, и по традиции совершается своего рода чин «Богородичного христосования».

В течение ночи на берегу Рыбинского моря продолжается молитвенное стояние, совершается чин Неусыпающего Акафиста, учрежденный матушкой Таисией.

Леушинские стояния – это новая необычная традиция на Руси. Совершается Престольный Праздник в обители, которой нет на земле.

И тем не менее, благодаря службе и молитве, возникает чувство, что монастырь существует и подобно граду-Китежу является верным сердцам.

Во время молитвы на берегу у Леушинского Креста не покидает поразительное ощущение: как будто стены величественной Леушинской обители поднялись из воды и незримо окружают молящихся благодатным оплотом.

Как будто не было страшных лет смуты и безбожия, как будто не разрушались храмы и монастыри.

Чувство духовной победы, духовного возрождения русского града-Китежа является, пожалуй, тем главным чувством, что собирает сотни людей на глухой пустынный берег Рыбинского водохранилища к Леушинской «Голгофе-на-водах».

Седьмое стояние в 2005 г. было ознаменовано установкой второго Леушинского креста.

Деревянный крест высотою в 15 метров взмыл на берегу Рыбинского водохранилища как духовный маяк надежды.

Крест своими пропорциями воспроизводит крест на Святой Горе Афон над пещерой, где подвизался основатель русского монашества преп.Антоний Печерский.

Второй Леушинский крест стал самым большим деревянным крестом в России.

Теперь трудно проехать мимо Мяксы, не обратив внимания на это знамение духовной победы.

Кроме того, на этом стоянии была осуществлена дерзновенная идея установки креста прямо на воде над затопленной Леушинской обителью.

Крест высотою в 1,5 метра на небольшом плоту был доставлен вечером 6 июля к месту затопленной обители.

В том году вода в Рыбинском водохранилище была высокой, и место обители удалось определить только по спутниковой навигации.

Крест был спущен на воду и укреплен на 4 якорях.

Тут же, на воде вокруг него, был совершен «крестный ход» на лодке и прочитан акафист Леушинской Божией Матери.

В установке принимали участие представители духовенства Санкт-Петербургской и Тверской епархий, а также известный писатель Н.Коняев (описавший это в своей книге «Леушинское стояние»).

Этот крест был изготовлен по форме Голгофского креста с Т-образным завершением - на кресте такой формы был распят Господь Иисус Христос.

Подобные кресты появились на Руси в XVII веке при Патриархе Никоне. Он сам установил такой крест на берегу Белого моря в Кийском монастыре.

Весьма символично, что на Леушинской «Голгофе-на-водах» был установлен именно Голгофский крест.

Очевидно, что на зиму такой плавучий крест невозможно оставить на месте – зимой он хранится на территории Дарвинского заповедника.

Еще одним событием VII стояния стало освящение нового списка Леушинской иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», выполненного специально для г.Череповца в мастерской И.М.Глазунова.

Восьмое Леушинское стояние в 2006 году расширило свои географические приделы и впервые было проведено в двух местах одновременно: в Мяксе и напротив нее, на другом берегу Рыбинского водохранилища, в с.Брейтово Ярославской епархии.

Второе место леушинского стояния избрано не случайно - ведь здесь расположена первая часовня и первый храм в честь этой иконы, а неподалеку под водами водохранилища погребен целый город Молога.

На первое стояние в Брейтово собралось около 100 человек.

В начале крестным ходом по всему селению к берегу водохранилища был пронесен список иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Служба проходила под открытым небом у часовни, которая служила алтарем на этом всенощном бдении.

После всенощной было начато чтение акафистов одновременно с с.Мяксой.

Читались одни и те же акафисты.

Благодаря мобильной связи удавалось согласовывать их начало и завершение.

Разделенные расстоянием почти в 70 км два стояния слились в общую молитву.

Участники чувствовали особое единение, умножавшую благодать стояний.

А в Мяксе главным событием Леушинского стояния стал приезд старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря) - хранителя иконы в 1960-1997 гг.

Это было значимо как для самого хранителя иконы, увидевшего место ее явления, так и для этого места.

В проповеди, которую произнес старец в храме, почитатели услышали из первых уст историю о том, как икона почиталась в Петербурге, как была ему передана, и как она прославилась на Украине.

Старец благословил и впредь совершать эти стояния и хранить верность Матери Божией.

Леушинское стояние – свидетельство нашей веры в воскресение Святой Руси.

В 2011 году в рамках Леушинского стояния было совершено Всенощное бдение, после которого ночью на берегу водохранилища читался «неусыпающий акафист», который было принято читать в ныне затопленной Леушинской обители.

Были прочитаны акафисты: Спасителю, Матери Божией, Иоанну Предтече, святому праведному Иоанну Кронштадтскому – он был духовником этого монастыря, и другие.

Девятое стояние прошло одновременно в нескольких местах: кроме Мяксы, где богослужение возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, стояние было организовано и на территории Ярославской епархии.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл благословил провести его на берегу Рыбинского водохранилища в селении Брейтово, которое находится ближе всего к затопленному городу Малога.

В этом месте уже воздвигнута часовня в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Во время стояния здесь был воздвигнут Поклонный крест.

Памятные акции прошли и на территории Тверской епархии: архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил установить 7 июля Поклонный крест в память о затопленных святынях города Весьегонска.

Сила веры сильнее силы совершившегося факта, ибо «Богу все возможно».

Эти стояния стали созиданием Святой Руси.

Их смысл не ограничивается воспоминанием об утраченных святынях.

Мы верим, что каждое стояние будет нас приближать к Воскресению Руси и что на десятом или сотом стоянии явится и сам Леушинский монастырь, как то и было открыто Божией старице Таисии.

http://www.pokaianie.ru/guestbook/
Tags: Леушинские стояния
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments