В 1913 году московским книгоиздательством «Оле-Лукойе» была издана книга М.Волошина «О Репине», в которой автор размышляет о причинах, приведших к порче всемирно известной картины И.Е.Репина «Иоанн Грозный и его сын». Как известно, картину изрезал в Третьяковской галерее некто А.А.Балашев, признанный врачами сумасшедшим.
Пресса в один голос выражала в один голос сочувствие Репину. А Максимилиан Волошин высказал иное мнение.
В книге автор ставит вопрос о роли ужасного в искусстве.
"Художнику подобает быть чутким и впечатлительным, причем, по традиционной этике русского общества, художественная чуткость предполагает переразвитие чувств жалости, чувствительности и социальной справеливости. То чувство, с которым Репин и Леонид Андреев создавали свои произведения, вполне сформулировано криком Абрама Балашова: "Довольно крови! Довольно крови!"
Их жест творчества вполне соответствовал жесту Абрама Балашова, полосовавшего ножом Репинское полотно. И Репин, и Леонид Андреев в таком же безумии, вызванном исступлением жалости, полосовали ножом души своих зрителей и читателей."
http://voloshin.crimea.ua/ma-voloshin/tvorchestvo/175-mavoloshin-qo-repineq-2010g.html
А это цитата М. Волошина из лекции в Политехническом музее (1913) о картине Репина: «Сохранность ее важна, как сохранность важного исторического документа. Но сама она вредна и опасна. Если она талантлива — тем хуже. Ей не место в Национальной картинной галерее, на которой продолжает воспитываться художественный вкус растущих поколений. Ее настоящее место в каком-нибудь большом европейском паноптикуме вроде Musée Grevin. Там она была бы гениальным образцом своего жанра. Там бы она никого не обманывала: каждый идущий туда знает, за какого рода впечатлениями он идет. Но, так как это невозможно, то заведующие Третьяковской галереей обязаны, по крайней мере, поместить эту картину в отдельную комнату с надписью “Вход только для взрослых”»
http://www.artguide.com/posts/446-ivan-groznyi-riepina-uzory-na-tiemu-sovriemiennosti