a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Categories:

Афоня родом из Воркуты

Афоня родом из Воркуты



Звучало как «панмонголизм»

Четвёртый номер журнала «Север» за 1974 год предоставил свои страницы литераторам из Воркуты. Такой тематический номер. В нём были опубликованы стихи Ирины Запорожцевой, Михаила Ткача, Николая Дружкова, Вениамина Смирнова, Виктора Антонова, Марка Каганцова; рассказ Вадима Трусова; мажорный в стиле социалистического реализма очерк Валентина Гринера «Побеждённая ровга». Ровга – это вечная мерзлота. Видимо, сказать «вечная мерзлота» было скучно, это ничего не сказать, это не выражало энтузиазма покорителей Заполярья.

Гринер (кстати, бывший собкор «Красного знамени») был очень известен в Воркуте как поэт. С его сыном мы учились в параллельных классах средней школы №16. И (во всяком случае в нашей школе) из русских поэтов сразу после Пушкина называли Гринера. Ныне он, победив ровгу, успешно побеждает тропики Новой Зеландии. А тогда, помню, мне было непонятно – почему в журнале нет его стихов?!

Но больше всего удивило всё же другое. Листая «Север», я вдруг наткнулся на необычный жанр – киноповесть. С каким-то даже приземлённым названием «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2». Я тогда учился в восьмом классе. Преподаватель литературы попросила нас, учеников 8-го «Б», подписаться на четвёртый апрельский номер, и два урока были отданы обсуждению наших писателей, которые – надо же! – ходят с нами по одним улицам. Это должно было нас вдохновить на серьёзное изучение поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Получив журнал, мы с интересом рассматривали фотографии родного города, который теперь становился для нас очень значительным. Ещё бы, о нас, о Воркуте, пишут. Думаю, что это было тогда событием для всех воркутинцев. Стихи в то время все любили или делали вид, что любят – всё-таки самая читающая страна. Но вот киноповесть! Звучало неожиданно, примерно как «панмонголизм».

Его первый опус
У меня до сих пор сохранился этот номер журнала. В биографической справке, предваряющей публикацию киноповести, читаю об авторе: «Александр Эммануилович Бородянский родился в 1944 году в Воркуте. Учился в строительном техникуме. Работал маляром, служил в армии. Последнее время работал проектировщиком в институте «ПечорНИИпроект». Заочно окончил сценарный факультет ВГИКа. Печатается впервые».

Это была первая публикация знаменитого ныне сценариста. Мои родители работали в «ПечорНИИпроекте», там же, где и Александр Бородянский, и уже вскоре заходившие к нам домой сослуживцы порой невольно начинали разговор об авторе киноповести. Из этих разговоров помню, что Александр Эммануилович считался среди коллег на редкость трудолюбивым и целеустремлённым человеком. Он умудрялся в нелёгкой жизненной гонке (в это время у него ещё и ребёнок родился) находить время для творчества. Вставал в пять-шесть утра (даже в полярную ночь!) и писал свои сценарии, а к 8.45 уже бежал на основную работу. И при этом нашёл время окончить институт кинематографии.

Сегодня его биография уже не умещается в коротких строчках, написанных о нём в журнале «Север». Сейчас наберёшь в любой поисковой системе Интернета слова «Александр Бородянский» и узнаешь о нём много интересного.

«Лауреат Государственных премий РСФСР и РФ, заслуженный деятель искусств РФ, вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, секретарь правления Союза кинематографистов РФ.

Родился 3 февраля 1944 года в Воркуте, в семье инженеров. Отец – Бородянский Эммануил Яковлевич (1915 г. рожд.). Мать – Бородянская Надежда Ефимовна (1921 г. рожд.). Супруга – Бородянская Татьяна Дмитриевна (1949 г. рожд.). Дети: Бородянский Денис Александрович (1970 г. рожд.), Бородянская Мария Александровна (1977 г. рожд.). Внук – Дмитрий…

Кто не видел эти фильмы?
Александр Бородянский – один из ведущих отечественных кинодраматургов, автор и соавтор сценариев более 30 художественных полнометражных фильмов (в том числе совместного производства с Испанией, Англией, Польшей, Кореей, Чили): «Афоня» (1975), «Дамы приглашают кавалеров» (1980), «Смотри в оба» (1980), «Мы из джаза» (1982), «Инспектор ГАИ» (1982), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Начни сначала» (1986), «Шура и Просвирняк» (1987), «Дежа вю» (1988), «Город Зеро» (1989), «Гамлет из Сузака» (1990), «Агенты КГБ тоже влюбляются» (1991), «Цареубийца» (1991), «Маленький гигант большого секса» (1992), «Эти старые любовные письма» (1992), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1998), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Чек» (2000), «Олигарх» (2002), «Ребята из нашего города» (2003), «Всадник по имени Смерть» (2004), «Тёмный инстинкт» (2006) и другие.

Пришла всемирная известность

Фильмы, снятые по сценариям А. Бородянского, неоднократно получали призы на международных кинофестивалях: «Афоня» – главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1975); «Мы из джаза» – специальный приз жюри Международного кинофестиваля (МКФ) в Гренобле (Франция, 1984), серебряная медаль МКФ в Лодзи (Польша, 1984), дипломы МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде, признан лучшим музыкальным фильмом 1983 года в СССР по опросу зрителей; «Зимний вечер в Гаграх» – по опросам зрителей признан лучшим музыкальным фильмом 1985 года; «Курьер» – приз МКФ в Москве (1987), приз жюри за лучший фильм для юношества на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1987); «Дежа вю» – диплом кинофестиваля «Золотой Дюк» (Одесса, 1987); «Город Зеро» – главный приз МКФ в Чикаго (США, 1989), серебряный приз МКФ в Вальядолиде (Испания, 1989), приз Европейской ассоциации научной фантастики (Сан-Марино, 1989), в 1991 году фильм был представлен на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар»; «Агенты КГБ тоже влюбляются» – приз жюри МКФ в Винья-дель-Мара (Чили, 1991); «Цареубийца» – официальный участник Основного конкурса МКФ в Каннах (1991), главный приз МКФ в Белграде (Югославия, 1991); «Американская дочь» – участник конкурсной программы МКФ в Монреале (Канада, 1995), специальный приз жюри на II МКФ в Шанхае (Китай, 1995) и приз Э. Уитбек за лучшую женскую роль на МКФ детского фильма в Артеке; «День полнолуния» – специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ МКФ в Карловых Варах (Чехия, 1998), премия за лучший киносценарий Российской академии кинематографических искусств «Ника».

А.Э. Бородянский – заслуженный деятель искусств РФ (1994), лауреат Государственных премий РСФСР (1989) и РФ (2004), секретарь правления Союза кинематографистов РФ (с 1994 г.), вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России (с 2002 г.). С 1995 по 1998 год – член коллегии Государственного комитета по кинематографии (ГОСКИНО) РФ».

Как Серафим превратился в «Афоню»

И ещё можно о нём почерпнуть самые разнообразные сведения. О том, что живёт в Подмосковье, что зимой любит убирать снег, летом – косить траву, что у него есть любимый домашний питомец – золотистый ретривер Ессон, с которым он очень любит гулять. И о многом другом.

Тогда, после выхода журнала «Север», Александр Бородянский недолго задержался в Воркуте. Диплом он защитил именно по киноповести «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2». И уже в 1974 году пришёл на киностудию «Мосфильм», где работал главным редактором творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов. А в 1975 году по его сценарию режиссёр Г. Данелия поставил свой знаменитый фильм «Афоня». У Бородянского сантехник был Серафимом, но режиссёр имя изменил.

Когда фильм вышел в прокат, я был девятиклассником, и мы с друзьями надеялись увидеть в кинокомедии черты родного города. Драка на танцах должна была проходить, по нашему мнению, непременно во Дворце культуры шахтёров, куда сами ходили и хорошо понимали, что без драки танцев не бывает. Однако Воркуты в кинокомедии не было. Это несколько нас разочаровало. Хотя фильм получился интересный, точнее сказать, незабываемый – его помнят до сих пор.

Зато не разочаровало творчество Александра Бородянского. Всегда с интересом следил за его работами. Порой даже так привыкал к его успехам, что как бы забывал на время, что он мой земляк – родом из Воркуты. А этого забывать не стоит. Даже такая немилосердная заполярная земля, как ровга, рождает настоящие таланты.
Tags: Бородянский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments