a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Categories:

Неолимпийские рюхи

РЮХИ, КЮЮККЯ, КАРЕЛЬСКИЕ ГОРОДКИ





Кююккя (Kyykkä) — это древняя игра, популярная в Финляндии, Эстонии и других странах. Игра заключается в выбивании цилиндрических столбиков — «кююккя» с ограниченной грунтовой площадки (5х5 метров), называемой «городом»

Выбивание производится с определённого расстояния (5 и 10 метров) деревянными палками – «майла». Состав команды – 4 или 2 участника. Игра состоит из двух партий. Каждая партия заканчивается после того, как команда выбьет все «кююккя» из квадрата, при этом соперники должны произвести такое же количество бросков. После первой партии соперники меняются квадратами. После каждой партии записывается количество оставшихся городков, за которые начисляются штрафные очки. Выигрывает команда с наименьшими штрафными очками

Другая традиционная игра с рюхой – так называемая «корьяла». Водящего выбирали так: игроки выстраивались в одну линию и бросали биту в воздух так, чтобы она, сделав несколько оборотов, падала на землю ручкой к владельцу биты. У кого бита падала в противоположную сторону, становился водящим. Все игроки стояли вдоль лежащего на земле бревна толщиной от 15 до 20 см и длиной примерно 3-4 метра, постукивая битами

Водящему следовало подбрасывать рюху в воздух на высоту примерно 1,5 метра, а игроки поочередно влёт должны были попасть в рюху. Если удар был неудачным, а водящий раньше его успевал схватить рюху, то получал шанс с места подбора рюхи попасть в лежащую биту. В случае успеха водящий менялся

Так продолжалось до тех пор, пока один из игроков не попадал в летящую рюху. В этом случае подобравшие биты начинали, бросая битой, гнать рюху до тех пор, пока водящий не успевал схватить рюху. Все игроки быстро бежали к лежащему бревну – одни (бьющие), чтобы защитить бревно, водящий, чтобы рюхой попасть в бревно. Как только первый бьющий касался битой бревна, все останавливались. С места остановки водящий должен был попасть рюхой в бревно, а защищающие бревно – отбить рюху. Если водящий попадал в бревно, он имел право выбрать нового водящего

Взрослые мужчины как женатые, так и холостые, не участвующие в танцах, играли в городки. Длина биты была примерно 70-80 см, высота/длина рюхи обычно до 12 см. При игре в городки использовалось 5 рюх. Играли один на один, пара против другой пары, при большом количестве игроков – команда на команду, но обычно не более 4 человек в команде. Городок имел форму квадрата размером примерно 80 на 80 см, что позволяло одной битой выбить все рюхи, если они ставились по всей первой черте городка. Заранее договаривались, что должен/должны были исполнить проигравший/проигравшие. Традиционными фигурами в довоенные годы были: «солдаты», когда рюхи выставлялись по передней черте городка, остальные фигуры - «дедка в колодце», «бабка в окошке», «серп», «змея», «гусь», «утка с утятами», «рак», «паровоз», «паровоз с вагонами» – на передней черте посередине городка

Завершалась игра двумя фигурами – «кучей пьяных мужиков» (3 рюхи ставились в центре городка стоя, одна наискось и одна лежа) и «письмом», когда 4 рюхи устанавливались лежа наискось к углу городка и одна рюха лежа в центре городка. В послевоенные годы «бабку в колодце» стали называть «пулеметное гнездо», змею – «зигзагом». Появились и новые фигуры: два «пулемёта» по краю передней черты в некотором удалении одна от другой (одна лежащая рюха и наискось на ней другая в сторону бьющего) с «часовым» между «пулеметами», «зенитки», с таким же расположением фигур по черте, когда на стоящую рюху в сторону бьющего укладывалась рюха , а в середине – «часовой». Еще одна новая фигура – «танк», когда на пару лежащих рядом рюх , устанавливалась пятая рюха – «ствол танка пулемёта», «самолет», который легко каждому представить

Победившая сторона завершала игру выкриком «Лошади! Лошади!» Это означало, что побежденный должен был, стоя на черте городка, наклониться и опираясь на биту изображать «лошадь». Победитель садился на него «верхом», бросая биту в выставленную городошную фигуру. Такие действа проводил каждый победитель с каждым побежденным. Обычно после первых же «лошадей» начиналась новая игра новых команд. Если таковых не было, победители и побежденные начинали новую игру















Первые четыре снимка — Инто Конрад Инха (1865-1930). Беломорская Карелия 1894
Остальные — из группы https://vk.com/kyykkakarjala

https://vk.com/puwhiine_perti_karjala
https://vk.com/kyykkakarjala
Tags: Игра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments