a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Category:

Православная графомания

Некоторые люди, написав пару стихотворений, да хоть тысячу, но неумелых, почему-то начинают считать себя поэтами. Хотя даже до стихотворцев многие из них не дотягивают. К сожалению, зуд рифмования поражает и верующих людей. Им кажется, что раз они выбирают религиозные православные темы, то их произведения автоматически не подлежат критике. Попытки им объяснить, что тема критике не подлежит, но произведения на тему еще как подлежат, чаще всего оказываются безуспешными. Хорошо еще, что просто скажут "волчцы проникли в вашу душу", а то могут и круче послать. Такая энергичная некритичность заставляет самодеятельных лириков различными окольными путями добиваться публикаций и даже билетов СП (вместо того, чтобы поучиться элементарной культуре стиха), но я все время удивляюсь - зачем им это?! Они же считают себя духовными людьми. Зачем им эта суета?! Никакая публикация и никакой билет не сделает человека поэтом. Именно об этом статья священника Алексия Лисняка



Остынь, творец духовных виршей!

Священник Алексий Лисняк

В детстве мне посчастливилось стать свидетелем одной любопытной не стареющей сценки.

В редакцию заводской многотиражки явился молодой поэт. Он принес свои стихи. Заявил, что по ночам его посещает вдохновение. Спать в такие моменты он не может и работает, работает, работает, корпит… Поэт предложил редактору стихи о Родине. Тот внимательно прочел первое, затем – быстрее – второе. Следом мельком взглянул на прочие и обратился к автору:

– Скажите, а вы действительно в этом уверены? Ну, вот в этом? – и процитировал его четверостишье:

Моя ты Родина большая,
Тебя вовек мне не обнять!
Но хоть ты и такая большая,
Я постараюсь всё ж обнять.

Автор, услышав свое творчество из уст руководителя газеты, просиял:

– Конечно, уверен, чё там! Патриотическая тема – моя любимая!

Редактор поинтересовался, не читал ли автор патриотических стихов, например, Есенина или Волошина. На это писатель заявил, что читать ему некогда, он ведь на заводе работает. Редактор в ответ многозначительно промолчал, немного погрустнел и заключил, что публиковать эти опусы он не станет. Поэт насупился, сжал кулаки и гневно заявил, что в этой редакции сидят враги, которые ненавидят Родину. И, уходя, добавил, что так он этого не оставит и будет жаловаться в райком на весь коллектив многотиражки. За их заскорузлую ненависть к… патриотам.

Отчего-то эта сценка вспоминается мне всё чаще и чаще. Случай почти анекдотичный. Помните знаменитое «чукча не читатель, чукча – писатель»? Так вот наша современность подобными писателями изобилует. Жаль, что читателями – не очень. Масло в бушующий «писательский» огонь подливает и долгожданная свобода печати. Если раньше редактор мог осмелиться не пачкать высокое чувство советского патриотизма ляпами дилетанта из формовочного цеха, то сейчас терпимость редакторов, лояльность к бездарности и пошлости заставляют читателей стискивать зубы и терпеть, когда графоманы прикасаются своими тупыми перьями к теме духовности, церковности и к тому же патриотизму.

Уж если ты решился заняться творчеством, то учиться просто необходимо. Учиться, читая мастеров, исследуя их произведения.

Несмотря на то, что по всей стране почти развалились литературные консультации, учиться литературе всё равно возможно. А уж если ты решился заняться творчеством, то учиться просто необходимо. Учиться, читая мастеров, исследуя их произведения. Советская и русская литература имеет богатейший опыт профессионального искусства. И часто стихи поэтов, не считающиеся духовными, куда как духовнее творчества православных рифмоплетов. Достаточно открыть томик стихов нашего земляка Жигулина, прочесть его «Воронеж, Родина, любовь» – и сразу станет понятно, что эти стихи гораздо православнее и патриотичнее многих, которые позиционируются как православные и патриотичные. Читать, наслаждаться творчеством поэтов XX века – это удовольствие! Православные поэты, попробуйте, сами убедитесь. В нашей литературе есть Кедрин, Заболоцкий, Гумилёв, Твардовский, Рубцов, Кузнецов, Прасолов… О Державине, Жуковском и Пушкине я вовсе промолчу.

Представляете, каково бывает недоумение человека, который любит творчество перечисленных поэтов, читать такое:

Пока я жив, сияй, лампада,
Свети во мрак земного зла,
Твой свет – скорбям моим отрада –
Укажет путь в чертог Добра.

Каково?! Это опубликовано в одной современной православной газете, в одной из многих. Автор получил отраду для своих скорбей, они стали радостнее. И ладно бы, но отчего-то вспомнилась коллекция рифм нашего известного сатирика: ботинки – полуботинки, брат – двоюродный брат, пятьдесят рублей – восемьдесят рублей. Такого духовного поэта даже пародировать не надо, он сам себя пародирует. Его стихи можно читать со сцены, объявив залу, что начинается вечер пародии на духовную литературу. Зрители будут в восторге.

Стихотворение про лампаду продолжается:

Ты путеводною звездою
Ведешь хребтами скал земли,
Согрев живящей теплотою
Холодный мрак немой души.

Покойный ныне писатель-пародист Александр Иванов однажды сострил:

…И я шепчу дрожащие губами:
Велик могучим русский языка!

Эти стихи – из возвышенных сфер… И что? Элементарные правила стихосложения там уже не властны?

(Живи Иванов сейчас, он бы остался без работы: авторы пишут и издают не стихи, а всё больше готовые смешные пародии.) Возможно, что поэт-лампадочник уже дорос в своем творчестве до альпинизма по «хребтам скал земли», возможно, следуя его логике, он и в гастроном ходит «бордюрами тротуаров квартала», однако ему всё равно полезно было бы поучиться ну хотя бы у поэта Цветика из «Приключений Незнайки». Помнится, Цветикова литконсультация сотворила с Незнайкой настоящие чудеса. Незнайка тогда уяснил элементарный урок о том, что такое рифма: книжка – шишка, печка – свечка. Во всяком случае, его стишки про соседей выглядят куда как эстетичнее и профессиональнее творчества многих наших «духовных» писак. Урок Цветика показал Незнайке, что нельзя считать рифмой словосочетание «палка – селедка», хотя и оканчиваются эти слова одинаковыми звуками. Впрочем, «земли – души» – это ведь из других, возвышенных сфер… И что? Элементарные правила стихосложения там уже не властны? Так или иначе, но мне жаль, что книга замечательного детского писателя Николая Носова не досталась этому смешному автору в свое время и человек вошел в возраст вовсе без чувства прекрасного.

Вообще воспитанию в современных детях чувства прекрасного, умения ценить настоящее творчество нужно уделить особое внимание. Мое поколение в этом плане счастливое. Для нас издавались стихи Сергея Михалкова, Льва Кузьмина, Агнии Барто, Самуила Маршака и прочих грамотных соотечественников. О них, разумеется, не говорилось, что они православные, что их поэзия духовна. Однако уроки их литературы воспитали не один десяток значимых православных фигур современности. Какими же стихами воспитываются современные малыши? Открываю первую попавшуюся центральную православную газету. Рубрика «Детский уголок». Цитирую фрагмент:

У него такие глазки,
Словно звездочки в ночи,
У него такие губки,
Словно розы лепестки.

Мое поколение счастливое: для нас издавались стихи Михалкова, Льва Кузьмина, Барто, Маршака…

Мама-поэтесса так пишет о своем ребенке. Пошло? Нет. Скорее страшно. Пошло – это «любовь – кровь – вновь – бровь – морковь». А данные строки не подлежат, на мой взгляд, никакой классификации, потому что здесь нет ни творчества, ни тем паче искусства. Но одни люди это печатают, а другие-то – читают. И читают детям! Вместо Пушкина и Бажова, вместо Носова и Линдгрен, вместо Заходера и Барто! Естественно, что ребенок, познающий литературу по таким строкам, вырастет с искаженным чувством прекрасного, если вообще это чувство у него разовьется. Впрочем, возможно ведь, что где-то в подсознании у этой поэтессы всё-таки живет любовь к своему ребенку. Всё спасение в надежде, что в семье этой писательницы действует старая мудрость:

Кропает для детей стишочки,
Печет их – за строкой строка.
Но собственным сынку и дочке
Читает только Маршака.

С исчезновением былого могущества Союза советских писателей всякий, кто научился держать в руках шариковую ручку, может высказываться в литературных масштабах. А нужно ли это? Ведь на фоне современных признанных духовных литераторов подобное творчество видится убожеством, грязью, мерзостью. Не верите? Попробуйте прочесть хотя бы приведенные отрывки после духовных стихов Михаила Гусарова или Веры Часовских, после прозы Ивана Шмелёва или Ярослава Шипова – убедитесь.

Православие – это даже не советский патриотизм. Эта штука гораздо глубже и фундаментальнее. Православие – это драгоценный алмаз. Он уже огранен нашим Спасителем. За него заплачено Божественной кровью. Для того чтобы эту великую ценность нести людям, нужно быть мастером, ювелиром даже не среднего звена. В обществе мнение о православных как о глупых, безграмотных мракобесах как раз и культивируется такими вот духовными поэтами. Подобные «духовные стихи» – преступление против Церкви Христовой. И преступление усугубляется тем, что автор, не успев начаться, уже закоснел и стал «классиком» в своем узком кругу.

Беда в том, что графоманские «духовные стихи» из-за их возвышенного настроя не каждый отважится критиковать.

Учиться литературе можно и теперь. В наше время еще живут и творят немало признанных литераторов, в том числе и работающих в духовном ключе. Общение с ними, их советы помогут состояться начинающему автору, при условии, что он хочет учиться, расти и нести обществу Свет Христов. Беда лишь в том, что графоманы под соусом из Православия и духовности, который из-за его возвышенности не каждый отважится критиковать, подают себя – гениальных и великих. Хотя говорят, что пытаются своей писаниной осчастливить людей. В этом случае, чтобы стать полезным на духовной ниве, у рифмоплета есть один проторенный путь. Его обозначил наш современник – воронежский поэт. Советую прислушаться:

…Но снова корячимся, лезем из собственной кожи,
По душам – по трупам стремимся в бессмертье шагнуть.
И в том до смешного мы все друг на друга похожи.
Но смоют дожди нас, как с окон липучую муть.

Так было всегда. Но всегда может быть еще хуже –
Тщеславье и зависть во всей выступают красе!..
Оставь свое поприще, разгениальнейший друже,
Картошку пожарь себе. Станут счастливее все.

http://www.pravoslavie.ru/71801.html
Tags: Графомания
Subscribe

  • Владимир Набоков. Русская лавина

    Владимир Набоков *** Беда не забуксует. Лавина, которая вдруг замерла на пути, не пройдя последние метры, чтоб накрыть горную деревушку, ведет…

  • Будь человеком

    Святитель Николай Сербский Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов"…

  • Из-за нескольких героев мы выжили как народ

     Преподобный Паисий Святогорец Из-за нескольких героев мы выжили как народ Во время оккупации ... итальянцы арестовали молодых офицеров,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments