
***
У нас, в малосведущем обществе, смешивают так называемых единоверцев со старообрядцами, которых еще недавно официально именовали раскольниками. Единоверцы – это те же православные люди, но только придерживающиеся при богослужении старинных обрядов.
Церковный Собор с охотою пошел навстречу давнишнему желанию единоверцев иметь не только своих отдельных единоверческих священников, но и отдельных епископов. Таких епископов на первое время будет пять. Это не значит, что единоверие откалывается в иерархическом отношении. Единоверческие епископы будут такими же православными русскими архиереями, как и все остальные архиереи. Они будут подчиняться Церковному Собору и будут признавать власть Патриарха, но будут только самостоятельно править делами своей паствы. В субботу 2 июня в Петрограде, в церкви Троицкого патриаршего подворья, состоится наречение во епископа первого единоверческого архиерея в Петрограде, настоятеля Николаевской единоверческой церкви протоиерея Шлеева. Титул его будет – епископ Охтенский, и он будет считаться викарием Петроградской митрополии.
Что же касается настоящих старообрядцев, то примирение с ними весьма желательно, но разрешение этого вопроса зависит и от восточных патриархов, так как в Соборе, наложившем на старообрядцев клятву в 1652 году, участвовали и восточные патриархии.
Второй важный вопрос в современной русской жизни – это стремление к церковной автокефалии некоторых народностей, населяющих наше общее отечество. Так, автокефалию провозгласили грузины. Автокефалия эта еще не признана восточными патриархами. Русская Православная Церковь не отказывается, однако, от своей власти на Кавказе и для русского населения Кавказа учредила там должность митрополита Тифлисского и Бакинского, вместо бывшего экзарха Грузии. Об автокефалии говорили и на Украине, но оказалось, что сторонниками были только политиканствующие люди австрийской ориентации.
Мы лично и Церковный Собор Всероссийский категорически высказывались против украинской церковной автокефалии, идя, однако, охотно навстречу широкой церковной автономии в этом искони православном крае. Слава Богу, вопрос разрешился благополучно. Киевский Всеукраинский Церковный Собор отверг мысль об автокефалии, и на Киевский престол избран митрополит Антоний (Храповицкий), человек, признающий единение всей Русской Православной Церкви. Будем надеяться, что на Украине церковных нестроений не будет. Агитатор автокефалии архиепископ Алексий (Дородницын), бывший Владимирский, смирился и изъявил согласие явиться по нашему вызову в Москву для дачи объяснений своих действий.
Важным вопросом является вопрос о духовно-учебных заведениях. От государства средств для их содержания не дается, хотя они дают образованных людей всему государству. Приходится самой Церкви при нынешних стесненных обстоятельствах изыскивать средства на содержание учебных заведений. Поневоле возникает проект ограничиваться только пастырскими школами да духовными академиями.
В заключение Патриарх высказал свое удовольствие по поводу сердечной встречи, оказанной ему в Петрограде, и призвал свое благословение на «этот некогда славный град».
Вечерний час. 1918. 14 июня