a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Categories:

Литургия, причастие в период пандемии



Литургия, причастие в период пандемии

1.
***

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл призвал не пренебрегать рекомендациями Роспотребнадзора, который запретил проводить массовые мероприятия в регилиозных организациях, в том числе и в храмах Свердловской области. Об этом он сообщил в своем обращении накануне праздника Пасхи Христовой.






"Мы разделяем обеспокоенность по возможному распространению инфекции, - приводит слова митрополита Кирилла Екатеринбургская епархия. - Как и прежде мы неоднократно призывали с любовью и заботой относиться к здоровью ближнего, так и ныне повторяем свой призыв блюсти себя в чистоте души и тела".

При этом он отметил, что священнослужители продолжат совершение Божественной Евхаристии в дни. Будет организована прямая трансляция Пасхального богослужения, которая будет транслироваться на различных каналах и в интернете.

Также митрополит своеобразно прокомментировал активность ряда православных активистов и священнослужителей, которые ранее негативно отреагировали на запрет посещать храмы.

"Я призываю всех священнослужителей и мирян Екатеринбургской митрополии, привыкших вести активную деятельность в социальных сетях, попытаться услышать, что хочет нам сказать Господь через посланные испытания, - сказал митрополит. - А услышать Его можно только умолкнув самому".

МК Екатеринбург

2.
***
ЕПИСКОП-ВИРУСОЛОГ ОТВЕЧАЕТ НА ВОЗМУЩЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ ПРО КОРОНАВИРУС




Епископ Калачинский и Муромцевский Петр до принятия сана закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций города Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология».
«Фома» попросил его ответить на возмущенные комментарии людей, которые не понимают, зачем нужны серьезные меры безопасности во время коронавируса.

ВОПРОС:
«Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!»

Нет, не правда, не всегда. Говорящие так просто безграмотны и не знакомы с историей Церкви, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.
Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти, он умер. Это было в 1866 году.

Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.
Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, спасены тысячи людей, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал СВЯТЫМ МОЛИТВЕННИКОМ за нас у престола Божия! (Это храм в котором я служу сейчас!)

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам и причащаться в храме. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и спасти тысячи людей от смерти.

Это лишь некоторые примеры, о которых нам известно. Желающие могут обратиться также к «Настольной книге для священно-церковно-служителей», изданной впервые в конце 19 века.

В «Книге» внимательный читатель обнаружит особые меры предосторожности и для пастырей, и для паствы в связи с эпидемиями. Нынешние события ЗАСТАВЯТ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ православия именно в связи с этой темой, вызвавшей у части людей вопросы. Это еще одно реальное свидетельство.
Думаю, что нынешние события заставят особо потрудиться историков Церкви, чтобы люди БЕЗ СОМНЕНИЙ СЛУШАЛИСЬ голоса священноначалия и проявляли разумное послушание власти.

Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей жили в ожидании арестов и расстрелов, а это была мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всём стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки помощь и Святые Дары — и это было смертельно опасно.

А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.

У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые всеми силами и возможностями борются сейчас с эпидемией, со смертью. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть ВМЕСТЕ ДУХОВНО. Не надо бояться — нас СОЕДИНЯЕТ САМ ГОСПОДЬ.

ВОПРОС:
«Опасность преувеличена — у нас же и так постоянно эпидемии ОРВИ! И ничего, живы без всяких особых мер!»

Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что ТАКОЙ ЭПИДЕМИИ НЕ БЫЛО УЖЕ ДАВНО — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — ОБЪЕКТИВНАЯ ОПАСНОСТЬ КОРОНАВИРУСА.

От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, ОТ НЕГО ЗАРАЗИЛИСЬ и УМЕРЛИ МНОГИЕ ВРАЧИ, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности.
ВРАЧИ СЕЙЧАС ЖЕРТВУЮТ СОБОЙ РАДИ НАШИХ ЖИЗНЕЙ и ЗДОРОВЬЯ.

Посмотрите, что творится в Испании, Италии, Великобритании и США. В Китае число заболевших удалось снизить только путем жесточайшего карантина. А в Италии врачи плачут и говорят: «Я должен решать — кому жить, а кому нет».

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом.
Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.

Так, всего от одного человека пострадало 9000 людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.
https://vk.com/souz_pims

3.
Протодиакон Андрей Кураев



- Андрей Вячеславович, заболели священники, заболела монастырская братия. В чем причина этого всплеска - неужели пасхальные праздники?

- Начнём с монастырей. В них сегодня происходит ровно то же самое, что и в любых других закрытых коллективах - военных, трудовых, учебных, религиозных, не важно. Заражение в Киево-Печерской Лавре имеет такую же природу, что и на американском авианосце или у кадетов Нахимовского морского училища, там, где люди живут в тесном закрытом пространстве, где у них общие столовые, классы, спальни и т.п., они вместе и болеют.

А вот священники инфицируются по разному. В том числе – при посещении больных. Хотя в Москве патриархия уже пояснила: при вызове на дом надо уточнить – есть ли подозрение на коронавирус. Если есть - следует отказаться и передать информацию наверх. При патриархии работает группа священников, которых специально обучили проводить таинства в подобных ситуациях, у них есть и одежда соответствующая, и средства безопасности.

- Но ведь ещё совсем недавно многие в РПЦ считали, что только вера спасёт от вируса?

- Печально, что период хвастовства в нашей среде растянулся на два месяца. Суеверия во время эпидемий опасны. Когда Глава миссионерского отдела РПЦ митрополит Иоанн публично заявляет, что колокольный звон убивает все вирусы - это никуда не годится. Когда же жителям столицы сказали, что в Москве посещать церкви нельзя, они тут же ломанули в соседние области и при этом, не исключено, разнесли инфекцию. Страна у нас большая, но 3/4 заболевших все же - Москва и Санкт-Петербург.

- Любые правила безопасности написаны чьими-то смертями. Первым от коронавируса умер настоятель Елоховского Собора отец Александр Агейкин, вслед за ним скончался протодиакон Тимофеев...

- К сожалению, большей частью священники заражаются друг от друга. Наш этикет предполагает взаимные лобызания рук, плюс «христосование» на Пасху. Храмы, где зафиксированы заражения, закрываются.

Есть и индивидуальные запрещения к служению. Знаю, например, что одному батюшке настоятель не разрешил появляться в храме, потому что у него пятеро маленьких детей. Стараются поберечь стариков и тех, у кого малыши. А в Оренбургской области местный епископ Ириней вообще всем семейным священникам запретил ходить к инфицированным больным. Сказал: я монах, вот сам и буду выезжать в опасные места.

- Есть такой стих у Владимира Маяковского: «Кому и на какой ляд целовальный обряд», там про деревню, которая переболела нарывом лошадиным, по очереди приложившись к иконе, на которой сидели бациллы. Насколько можно подхватить коронавирус от предметов культа, тех, что используют во время совершения религиозных таинств - ложечки, чаши для причастия?

- У нас любят повторять, что церковь за свою многовековую историю выработала методы борьбы с чем угодно. Это не так, плюс к тому многое действительно выработанное оказалось забытым.

Когда в начале марта златоусты трындели, что причастие по определению безопасно и само по себе есть средство от всех болезней, я приводил в пример выдержку из «Пидалиона» - сборника церковных правил конца 18-го столетия. Его автор – святой Никодим Святогорец - дал конкретные инструкции, как следует причащать заразных больных: оказывается, им нужно оставлять в отдельном сосуде святые дары, они сами у себя дома должны себя причастить, сами потом омыть в уксусе сосуд и ложечку. Это конкретное доказательство того, что еще два столетия назад церковь признавала возможность заражения через причастие. С запозданием на три недели про этот текст вспомнила и патриархия…

Карантинный Устав Российской империи еще в 1832-м году давал градоначальникам полномочия при эпидемии прекращать службы в храмах. Адмирал Ушаков, почитающийся в Русской Православной Церкви как святой, когда в подведомственном ему Херсоне началась эпидемия, так и поступил. В средние века в Московии порядки были ещё более жёсткими, например, полагалось сжигать священника, который причастил умирающего от «морового поветрия».

- Живьём сжигать?! Зачем же он тогда на это соглашался, идти к чумному больному?

- Новгородская летопись это говорит про 1572 год: «В которой улице человек умрет знаменем (от чумы) и те дворы запирали и с людьми и кормили тех людей улицею, и отцом духовным покаивати тех людей знаменных не велели, а учнет который священик тех людей каяти, бояр не доложа, ино тех священиков велели жещи с теми же людми з болными».

Тут ничего не сказано о мотивах священников. Возможно, кто-то рисковал добровольно, а кому-то приказывало церковное начальство или знатный спонсор. Некоторые толкователи полагают, что повеление «жещи» означает не сжигать, а «положить», но в словаре древнерусского языка такого значения не указано.

- То есть это враньё, что в средневековых чумных городах только в церкви люди находили спасение от заразы?

- Дело в том, что чума и холера передаются несколько иначе, чем грипп. Бубонная чума (та, что в летописях и называлась «знамением») - через блох. Холера - через воду и продукты. А нынешняя зараза распространяются воздушно-капельным путём. Вообще примеры из прошлого нужно всегда приводить аккуратно. Рассказывают, что однажды Святой Иоанн Шанхайский причащал женщину, заболевшую бешенством, с ней случился припадок и она выплюнула частицу на пол, Святитель подобрал ее и съел. «Что Вы делаете! — закричали ему. — Бешенство заразно». — «Это Святые Дары, — ответил владыка, — ничего не случится».

- И не заболел?

- Так бешенство от человека к человеку не передаётся. Но об этом рассказчики предпочитают умолчать. Манипуляций, умолчаний и интерпретаций чего угодно в свою пользу сейчас очень много, как и пафосной церковной риторики. Говорите, через причастие заразиться нельзя? Так посредством причастия людей даже убивали! Отравляли чашу с вином и все. И не только у католиков, но и в нашем православном мире. В 985 году грузинскому царю Давиду такую отраву поднёс архиепископ Иларион. Между прочим, на Пасху. А в 1451 г. так в Москве отравили князя Михаила Сигизмундовича.

- После месяца самоизоляции многие россияне в прямом смысле сходят с ума. Атеисты нуждаются в психоаналитиках, верующие - в покаянии. Возможно, хотя бы онлайн-исповеди временно разрешить, раз мы все равно в других аспектах уходим в виртуальный мир?

- Все утекшее в интернет, в нем и остается. Так что решайте сами...

- И все-таки такой беспрецедентный церковный карантин, как сейчас, он впервые в истории?

- Все уже было. И не раз. Например, интердикт - временное запрещение всех церковных действий и треб, налагался римским папой или епископом на отдельные города и даже государства по причинам не только эпидемиологическим, но и политическим, и религиозным. Было такое и у нас.

В 1363 году при 15-летнем князе Дмитрии Донском митрополит Алексий вмешался в вопрос о суздальском престолонаследии (два брата не могли поделить престол) – и его послы наложили интердикт на Нижний Новгород, повелев закрыть там все храмы (часто, но ошибочно послом святого Алексея в этом деле считается преподобный Сергий Радонежский).

- Сейчас в церковной среде развивается движение ковид-диссидентов, то есть тех, кто считает, что коронавируса не существует и эпидемию раздули специально.

- Пусть эти ковид-диссиденты попробуют объяснить смерть молодого отца Александра Агейкина. Хорошо бы ещё им самим сходить в больницу, посмотреть как люди в реанимации задыхаются, пообщаться с врачами из «красной зоны». Думаю, после этого их взгляды изменятся. Хотя есть и такие умники, что считают, что масоны в белых халатах специально заражают именно монахов…

- Есть точка зрения, что это происки новой церковной оппозиции, которая противостоит патриарху Кириллу, конкретно сегодня - по вопросам закрытия церквей и монастырей. Но что будет дальше?

- Я не прозорливый старец, чтобы предсказать, что будет и каковы чьи-то скрытые мотивы. Но противостояние действительно существует, и, когда Патриарх заявил, что нужно закрывать храмы, например, собрание монахов Троице-Сергиевой Лавры отказалось выполнять его требование.

- Интересно, что они думают теперь, узнав, что вся Киево-Печерская Лавра охвачена эпидемией - шутка ли, почти двести человек заражённых?

- Я уже сравнивал монастырь с военной казармой. Если в казарме заболели солдаты - они никак не виноваты.

Но казарма не есть точка притяжения других людей. Там нет очередей гражданских лиц, приехавших, чтобы поцеловать знамя полка. А сегодняшние монастыри, увы, это не место изоляции монахов от мира. Напротив, они всячески привечают и поощряют паломничество к ним. Да еще и рекламируют себя и свои святыни как панацею - лекарство от всех болезней. Причем эти лекарства действуют только контактным методом (поцеловать или съесть).

В этих условиях при первом известии о грядущем море нужно было сразу закрываться, включать голову, осознавать ответственность за жизнь не только свою, но и паломников. Верующие, которые к вам едут, могут искренне заблуждаться, будто опасность именно тут им не угрожает. Этот самообман полностью разоружает их перед болезнью, поскольку в храме они не настроены соблюдать даже элементарные меры предосторожности.

В этих условиях конфессиональное хвастовство и лицемерие становятся не просто глупыми, но и преступными. О чем два дня назад и сказал патриарх Кирилл. Увы, только два дня назад, а не в день своего «крестного объезда» по МКАДу…

Призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники сродни древним фарисеям. Как и они, нынешние вирусо-диссиденты как-то слишком бесстрашны. Ведь за их бахвальство Бог может познакомить их с болезнью, которой они якобы неподвластны. И когда, представ пред Творцом, они потребуют наград за свои принципиальность и веру, точно ли они услышат похвалу, а не порицание?

Чтобы осложнить им поиск ответ на этот вопрос, напомню им про неопротестантских пасторов, которые играли с ядовитыми змеями, веруя, что яд им не страшен.

Но дурное богословие этих пасторов угрожает лишь им самим. А эгоизм вирусодиссидентов угрожает множеству других людей. Это форма благочестивого эгоизма. "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".

Если кто расталкивает людей, спеша первым пролезть к Чаше – тому причастие вменится во грех. Но ведь есть опасения, что так же может стать и с теми, кто в условиях эпидемии гонит людей к Чаше.

- О том, что произошло в Киево-Печерской Лавре, теперь известно всему миру. Но ведь другие православные обители, на Украине, в России, не исключено, что не спешат сообщить о происходящем у них за закрытыми стенами.

- Да, в Лавре светская власть навязала тотальную проверку всей братии. В результате которой и выяснилось, что заражены поголовно. Но многие монастыри просто не пускают проверяющих, а сами заявляют, что у них все хорошо... Кстати, кладбища у них свои, а вскрытие тел монахов запрещено.

- Судя по тому, что творится в Москве, власти могут быть очень суровыми по отношению к тем, кто не желает соблюдать правила.

- На мой взгляд, пока это имитация суровости. В таких случаях церковь тут же вспоминает, что она отделена от государства... Иногда ее поддерживают на региональном уровне и договориться, увы, получается не всегда.
https://www.mk.ru/social/2020/04/28/andrey-kuraev-rezko-vyskazalsya-o-zarazhenii-svyashhennikov-koronavirusom.html

4.
Чума в Одессе 1837 г.



...27 октября чума была обнаружена у дочери священника Покровской церкви Александры. На следующий день заболела также бабка Александры, Дарья Сапожникова...

В связи с этим граф Воронцов обратился с просьбой к архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу «о немедленном закрытии в городе всех церквей и прекращении богослужения»[ Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375].

Архиепископ с пониманием отнесся к просьбе генерал-губернатора, издав очень теплое поучение по этому поводу для паствы и предписав священнослужителям особые правила поведения во время эпидемии [Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375].

По договоренности между графом Воронцовым и архиепископом Гавриилом при Преображенском соборе была учреждена специальная подвижная церковь, в которой можно было при срочной необходимости приступать к Таинства и требам. Однако и это послабление было сопряжено с определенными предосторожностями: «Отправляющиеся с этой целью (участие в Таинстве или треба – прим. авт.) из дома приходили не толпой, а в возможно-ограниченном числе, известив предварительно о том комиссаров, которые могли бы засвидетельствовать о несомнительности их положения» [Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23].

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

1) Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
2) Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
3) Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
4) Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
5) На время отменялся колокольный звон

[Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378].

Меры, применяемые Воронцовым в Одессе, могли бы показаться чрезмерными, но именно благодаря им «не только удалось не выпустить чумы из Одессы, но в декабре она прекратилась и в самом городе (…) зато из 60,000 жителей умерло только 108 человек» [Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22].
Tags: Коронавирус
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments