a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Category:

Байка

Венок сонетов для героев нефтяных скважин

Произошла эта история в начале 80-х годов прошлого столетия. Бригаду писателей Республики Коми – именно бригаду, тогда еще это слово не дискредитировал сленг криминального мира– направили в поездку для встреч с работниками нефтяной и газовой промышленности. Предстояло проехать по буровым и выступить с чтением своих высокохудожественных произведений.
В творческой командировке участвовали: Надежда Мирошниченко, с ее слов я и передаю события, Геннадий Юшков, Альберт Ванеев и Валерий Вьюхин.
Встречали их шикарно. Они читали стихи, рассказывали об уловленных ими смыслах жизни, о любви, надежде и о месте поэта в рабочем строю, а после выступлений их ждал богатый стол. Буровики не привыкли скупиться, особенно на выпивку. Но большая часть «бригадных» поэтов, к всеобщему удивлению, от водки и вина отказывались. Тому были следующие причины: Альберт Ванеев и Геннадий Юшков находились в завязке, у них наступил такой творческий период, когда подумалось о здоровье; Надежда Мирошниченко не пила просто потому, что к этому не привыкла, ее хватало от силы на два бокала шампанского, такой алкоголь у буровиков просто не считается. И только Валерий Вьюхин оставался реальной боевой единицей застолий. Корифеям коми литературы было неудобно, что они вынуждены отвечать отказом гостеприимным нефтяникам, поэтому они просили своего молодого товарища: «Ты уж нас не подведи, Валера, ты уж с ними выпей по-настоящему за всех нас, люди же стараются».
Вьюхин, по словам Надежды Мирошниченко, не подводил. Но всему наступает предел, в том числе и железному здоровью поэта. На очередной встрече с буровиками ему предоставили слово. Альберт Ванеев объявил, что сейчас наш блистательный лирик прочитает свое лучшее стихотворение, и попросил прочесть «Полдень». Валерий Вьюхин поднялся и привычно слегка возвышенным голосом начал: «Ты заходила в воду, не боясь…». И сразу после этой фразы сел на место, было очень тяжело после вчерашнего продолжительного ужина. Возможно, ему показалось, что он уже все и прочел. Альберт Ванеев еще раз объявил Валерия Вьюхина, он снова встал и произнес:«Ты заходила в воду, не боясь…». И снова сразу опустился на стул. На помощь ведущему пришли Геннадий Юшков и Надежда Мирошниченко, они попытались все-таки подвигнуть своего товарища прочесть стихи. И в третий раз, кроме «Ты заходила в воду, не боясь…», буровики ничего не услышали и сочувственно вздохнули: «Да…интересная лирика…Необычная». А Валерий Вьюхин ответил им: «Я еще много стихов знаю».
Далее по сценарию шло выступление Альберта Ванеева, он прочел свои стихи, ответил на вопросы, и как-то, возможно, даже неожиданно для себя задал риторический вопрос «Вы думаете легко писать стихи?!». После чего решил поделиться некоторыми литературоведческими истинами и стал объяснять героям добычи нефти, что такое венок сонетов. Понять его могли только подготовленные филологи, но это не смущало поэта. Он, акцентируя на том, насколько это сложная форма, терпеливо объяснял буровикам, что сонет – это не просто красивое слово, а стихотворение из 14 строк, образующих два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия).
Этого ему показалось недостаточным, и он добавил, что на два катрена положено две рифмы, а на два терцета – три рифмы, но можно и две. Стихотворный размер сонета — обычно пятистопный ямб, гораздо реже шестистопный. Слово «сонет» в переводе с итальянского означает «звучать», поэтому рифмы в нем должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Желательно при наличии опоясанных рифм в катренах, чтобы третья строка первого терцета рифмовалась со второй строкой второго терцета, при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов должны иметь смежные рифмы.
Буровики были просто ошеломлены, перед ними открывались невиданные горизонты поэзии. Даже Геннадию Юшкову стало как-то неудобно слушать своего товарища, и он под столом стал толкать его ногой, что, мол, хватит, кому это интересно. Альберт Ванеев проигнорировал дружеские советы и продолжал, подчеркнув еще раз, как нелегко поэту работать в этой форме, заметил. что гораздо сложнее писать венок сонетов.
О! Это уже архитектоника! Строится это так: тематической и композиционной основой является магистральный сонет (или магистрал). Он пятнадцатый по счету, и его пишут раньше других, в нём заключается основной смысл поэмы. При этом первый сонет начинается первой строкой магистрала – это обязательно! А заканчивается второй его строкой. Это далеко не все трудности – еще и первый стих второго сонета должен повторить последнюю строку первого сонета, окончить этот сонет следует третьей строкой магистрала. Представляете, как трудно поэту все это соблюсти – выдержать!
Тишина стояла гробовая. Видимо, нефтяники почувствовали себя хуже Вьюхина. Хорошо, что Альберт Ванеев ничего не рассказал о женских и мужских рифмах, анафорах и параллелизме. Все-таки литераторы – это добрые и проницательные люди. Они понимают, сколько необходимо передать аудитории информации, чтобы у слушающих не возник комплекс неполноценности. Встреча закончилась искренними аплодисментами и традиционным серьезным ужином, плавно переходящим в утро.
Когда писатели проехали по всем запланированным буровым, и программа поэтической бригады была завершена, им устроили заключительный банкет. На нем произносились торжественные тосты, и один из нефтяников, присутствующий на той встрече, о которой я рассказываю со слов Надежды Мирошниченко, выразил свои чувства, обращаясь без церемоний на ты:
- Встреча с писателями была для меня настоящим праздником. Меня поразили все. И ты, Гена, и ты Надя, и ты Валера. Только, извини, Валера, так и непонятно, зашла она в воду или нет? Она у тебя в стихотворении три раза заходила в воду, не боясь, но у нас так никто и не понял, зашла она или нет. Однако больше всего меня поразил Альберт. Я понял, как тяжела работа поэта. Чего только стоит написать ВЕНЕЦ СОНАТОВ. Это же каторжный труд! Альберт очень доходчиво нам объяснил, как мается поэт. Да, я лучше четыре вахты подряд отстою, чем стану писать этот ВЕНЕЦ СОНАТОВ…
Судя по таким искренним словам благодарности, поездка писательской бригады была результативной.
Tags: Байки
Subscribe

  • Стихи войны и Победы русских поэтов

    Стихи войны и Победы русских поэтов 1. Алексей Прасолов *** 4.00 22 июня 1941 Когда созреет срок беды всесветной, Как он трагичен, тот…

  • Как сжигали чучело Евгения Евтушенко

    В 1993 году чучело Евгения Евтушенко сожгли на костре.Именно с этого момента Евтушенко работал по контракту в США Виктор Еремин Как сжигали…

  • Николай Фокин (1953 - 1995)

    Фокин Николай Васильевич [31 мая 1953, с. Котельниково Вологодской области - 3 января 1995, п.Нюксеница Вологодской области] Родился в деревне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

  • Стихи войны и Победы русских поэтов

    Стихи войны и Победы русских поэтов 1. Алексей Прасолов *** 4.00 22 июня 1941 Когда созреет срок беды всесветной, Как он трагичен, тот…

  • Как сжигали чучело Евгения Евтушенко

    В 1993 году чучело Евгения Евтушенко сожгли на костре.Именно с этого момента Евтушенко работал по контракту в США Виктор Еремин Как сжигали…

  • Николай Фокин (1953 - 1995)

    Фокин Николай Васильевич [31 мая 1953, с. Котельниково Вологодской области - 3 января 1995, п.Нюксеница Вологодской области] Родился в деревне…