«Произошла ужасная катастрофа, из которой мы так и не можем выбраться»
Православные священнослужители о ситуации в культуре и образовании …
Завтра, 24 мая, отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный к церковному празднованию памяти свв. Кирилла и Мефодия. Между тем, пишет Regions.ru, в России и с культурой, и с образованием, и даже с простой грамотностью дела обстоят не лучшим образом. «Культура вообще и литература в частности находятся в кризисе, которого не отрицает, кажется, никто: нет ни сколько-нибудь общепризнанных "властителей дум", ни общественного запроса на них», - отмечает издание.
При этом, первым шагом новоназначенного министра образования Дмитрия Ливанова стало заявление, что число бюджетных мест в вузах будет сокращено. При этом количество вузов останется прежним: то есть сокращение в равной мере коснется как университетов, еще сохраняющих свою репутацию, так и тех, которые выдают не обеспеченные образованием дипломы.
Ситуация в средней школе ознаменовалась бурным скандалом, напоминает издание. Прошлой зимой широкая публика узнала о существовании проекта образовательного стандарта для старших классов, по которому в 10–11-х классах оставались обязательными четыре предмета: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» (о которой никто не может сказать ничего внятного) и «индивидуальный проект» (столь же непонятный). Преподавание остальных предметов предполагается перевести на платную основу. После массовых протестов ученых, учителей и родителей был разработан новый стандарт, но от старого он мало чем отличается. Правда, общеобязательных предметов там не 4, а 6: физкультура, ОБЖ, словесность, математика, история или «Россия в мире», иностранный язык. Кроме того, каждый школьник должен будет выбрать для себя ещё три (в особых случаях — четыре) предмета. За остальное школа уже с 1 сентября будет обязана требовать с родителей плату.
В связи с этим, корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: Преодолим ли кризис в области культуры и образования? Видите ли вы смысл в проводимых государством реформах?
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, сказал, что отмечая многие негативные стороны современного состояния среднего и высшего образования, он не стал бы использовать для его характеристики только черный цвет. «В самом принципе (а не в его практическом воплощении у нас в стране) Единого государственного экзамена, как и в болонской системе (именно как системе, а не в ее практическом искажении) применительно к высшему образованию, ничего страшного я не вижу. Более того, здесь есть и много полезного. Скорее, мы упираемся в нашу классическую схему: при хорошей нормативной базе на местах допускаются искажение смысла и бюрократическое торможение реформ, проводимых сверху. Поэтому мне представляется, что дело даже не столько в принципиальной переориентации курса, сколько в принципиальном обновлении кадров – тех, кто занимается управлением нашего образования, среднего и высшего, и культурой. И здесь хотелось бы видеть прежде всего людей, которые непосредственно связаны с культурной и образовательной деятельностью», - полагает священник.
«Поэтому, - сказал отец Максим, - кандидатура нового министра образования вызывает сдержанный оптимизм, поскольку длительное время он был ректором одного из самых успешных вузов. Более дискуссионной является в этом смысле кандидатура нового министра культуры. Впрочем, я бы предложил судить по плодам, а не по "пред-установкам" политического характера. Важно не уйти в этакий либеральный "критицизм ради критицизма", не отталкиваться от возможных начинаний власти, лишь бы показать себя демократичным, прогрессивным и либеральным».
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, заметил, что эксперименты со школой вызывают у него и тревогу и возмущение: «Несмотря на усилия педагогов, школа разрушается. Это касается и воспитательной, и образовательной функции. Состояние школы и культуры отражает состояние общества - творческую и духовную деградацию. До чего мы дошли? Девушки в метро матерятся. Студенты этим как бы даже щеголяют. Обществом так и не обретены духовно-нравственные ориентиры, выбитые еще в советское время. Развалилась и советская власть, и советская экономика, и советская культура – все это оказалось фальшивым, потому что не было самого главного. И то лучшее, что было усвоено, например, системой образования от дореволюционного времени, уже безвозвратно уходит, почти ушло. Я не говорю даже о попытках исправить ситуацию, но хотя бы как-то осмыслить тот факт, что мы так и не преодолели советского периода в своей жизни во всех областях, и самое главное, что в нем было – его бесчеловечность. Произошла ужасная катастрофа, из которой мы так и не можем выбраться», - считает он.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также согласился с тем, что «происходящее очень печально и тревожно». «Признания, что образование и культура – в глубоком упадке, слышны от многих неравнодушных людей. Хочется, конечно, надеяться на изменения к лучшему. Но, похоже, что процессы, происходящие в нашем обществе - не спонтанные (вот, мол, что-то сорвалось, что-то не получилось), а заранее просчитанные. Слишком это похоже на управляемый и целенаправленный процесс постепенной деградации всего общества – деградации в первую очередь духовного характера. Это, собственно, проявление непрекращающейся войны дьявола против Бога. В нашем мире она выступает как действия, которые вольно или невольно, осознанно или неосознанно предпринимаются конкретными людьми - действия, направленные отнюдь не на созидание. Таким мне видится объяснение не только тех процессов, происходящих в культуре и образовании, но вообще всего, что происходит в мире», - сказал он.
«Очевидно, что выполняется планомерная работа по развалу всей нашей системы образования и культуры. Я общаюсь со многими представителями системы образования, простыми учителями и директорами школ и работниками учреждений культуры. Это люди неравнодушные, и все они в один голос говорят о системности процесса развала. Это целенаправленный процесс. Но, осознавая это, нельзя предаваться унынию и отчаянию. Нужно бороться, искать союзников среди людей совестливых и неравнодушных и отстаивать духовные и нравственные ценности каждому на своем месте, всеми силами всем вместе противодействовать этому разрушительному процессу. Все делать по совести и молиться Богу, и Господь нам поможет», - заключил священник.