В советское время была цензура. Было специальное учреждение, которое называлось Главлит. Без его печати и визы не выходила ни одна книга. В Республике Коми тоже был филиал этой строгой организации. Как рассказывал мне бывший директор Коми книжного издательства Дмитрий Леканов, никогда никаких конфликтов с Главлитом в Сыктывкаре не было. Никаких запретов, никакой антисоветчины. Понятно, что авторы и редакторы сами понимали, что можно написать, а что нет. Выработанное годами чутьё имели. Поэтому всё шло рутинно. Рукопись отдавалась в Главлит, её разрешали и печатали.
И только однажды произошло столкновение. Неожиданный конфликт. На ровном месте. Главлит решил вдруг показать свою власть. Случилось это в "горбачевские" времена, когда, как ни парадоксально, процветали словоблудие и безответственность.
Готовилась к изданию книга Петра Шахова. Точнее переиздание. Со слов Дмитрия Леканова, я понял, что это был цикл рассказов, а, может, повесть. Действие происходило на теплоходе. И главные герои по сюжету постоянно выпивали то пиво, то вино, то водку - так проводя свой культурный досуг. Не напивались, но и не сдерживались особо.
Это было переиздание. Так что никто не волновался за цензурную судьбу книги. Один раз уже Главлит дал на неё "добро". Но формальность есть формальность. И вдруг Главлит говорит: "Запретить!". Почему?! Оказывается, в стране идет антиалкогольная кампания. А герои Петра Шахова только и делают, что потребляют винно-водочные изделия. Что делать?! Книга-то в плане! Директор издательства дает приказ отредактировать прозу Шахова, чтобы она соответствовала времени. Редактора берутся за дело. И вместо алкоголя персонажи начинают потреблять газировку. Почти на каждом шагу. То, что не удалось в жизни, удалось создать в литературной реальности. Книга успешно вышла. И только корректор, который был не в курсе конфликта с Главлитом, постоянно ворчал, когда работал над рукописью: "Сколько можно пить эту газировку?! Больные они что ли?!"
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →