a_g_popov (a_g_popov) wrote,
a_g_popov
a_g_popov

Categories:

Воспитать талантливого ребёнка



Тамара Ломбина: «Сделать учебник сказкой»

Книга Тамары Ломбиной «Грамотейка» является практическим пособием для родителей, в котором дана система занятий с детьми пяти-семи лет. Это небольшая беседа о книге.

- Тамара, в «Грамотейке» больше литературы или педагогики?
- Литература и педагогика в моей книге неразрывны. Они дополняют друг друга. Это учебник и сказка одновременно. Однако это не сказка в привычном понимании и не обычный учебник. Обучающего материала в «Грамотейке» как бы нет, он глубоко спрятан, растворен в художественной форме.
Социолог с мировым именем Абрахам Маслоу говорил, что только тогда дети будут обучаться с интересом, когда книги, по которым они станут обучаться, напишут художники.
- И ты написала такую книгу?

- Основной способ подачи материала в «Грамотейке» - игра. Ребенок просто играет, и незаметно для себя обучается читать и считать, развивает свою память, эмоции, речь, внимание, воспитывает волю, формирует характер. И это происходит с радостью, в привычной для него атмосфере фантазии и игры. В книге использованы русские сказки, пословицы, поговорки, что позволяет ребенку сопереживать героям, развивать воображение. В «Грамотейке» постоянно происходит столкновение между героями, воплощающими добро и зло. Ребенок вовлекается в ситуации, в которых он должен сделать нравственный выбор. Такие персонажи как Ашипка Безграмоткина и Федот-наоборот постоянно всему как бы мешают, но в то же время стимулируют к получению новых знаний и умений, потому что им надо противодействовать – добро должно побеждать зло. Или другой прием: малышу читают народную сказку о Сером волке, а потом ее же в изложении В. Жуковского. Происходит бессознательный сравнительный анализ, который развивает детское мышление. Каждая предлагаемая в книге игра многофункциональна. Например, простое задание по работе с таблицей, в которой нарисованы буквы, расширяет зрение, укрепляет мышцы глаз, делает неуязвимым к дальнозоркости, близорукости, косоглазию и ко всему знакомит с алфавитом.
- Как пришла идея такой книги?
- Я в свое время занималась ТРИЗом - теорией решения изобретательских задач. В Республиканском центре дополнительного образования (РЦДО) тогда работал Леонид Исаакович Байкин, который был очень увлечен этим движением. Он уговорил меня перейти в РЦДО, и я стала заведовать лабораторией развития творческого воображения. Байкин постоянно меня убеждал: ты писатель, попробуй написать книгу в духе ТРИЗа. Однако я не совсем была согласна с приоритетами теории решения изобретательских задач, воображению в ней отводилось не первое место, а я считала его самым важным. В конце концов, я решилась написать книгу, но не в духе ТРИЗа, а свою. У меня был опыт воспитания двух дочерей. Мы с мужем, очень интересным ученым, Лукшей Виктором Григорьевичем, занимались с ними развивающими играми. Мы понимали, что нужно их защитить от школы, в которой мало кому было уютно. Педагогика не определила для себя девизом – не навреди и помоги. Дети быстро становилось скучно на уроках. Поддерживать радость к учению своих дочерей приходилась нам самим вопреки традиционной трансляционной педагогике, то есть «экспериментировали» на собственных детях. К слову, ныне старшая дочь Олеся защитила кандидатскую диссертацию в Институте социологии РАН (Москва), а потом – докторскую (PhD) в Англии. Сейчас работает в Институте социологии РАН в Москве. Младшая Наташа защитила магистерскую диссертацию в Высшей школе экономики (Москва) на кафедре экономической теории, а затем – кандидатскую диссертацию в этом же университете.
Так из желания дать не только полноценную и качественную подготовку к школе, но и сохранить и развить врожденную одаренность ребенка и появилась сначала «Читайка», а затем «Грамотейка».
- Прошли они апробацию в учебных учреждениях?
- По авторской программе «Читайка», а в нее входит и «Грамотейка», 13 лет работают несколько детских садов в Сыктывкаре и Ухте. Сыктывкарское дошкольное образовательное учреждение №103, апробировавшее мою программу, признавалось победителем Всероссийского конкурса газеты «Педагогический вестник», в 2004 году признано победителем Коми Республиканского конкурса в номинации «Лучший сад года». По «Читайке» работали и работают центр «Познание», Республиканский центр дополнительного образования, консультационно-развивающий центр «Интеллект», дошкольное отделение детского дома №1 имени А.А.Каталикова, конечно, Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.
- Были ли противники у авторской программы «Читайка»?
- Их предостаточно, постоянно сталкиваться с каким-то скрытым, а часто и открытым сопротивлением. Основная претензия – в официальной педагогике не так. Многие привыкли к трансляционному методу обучения, посадить учеников – объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Известный русский психолог Шадриков заметил: «В психологии исчезло главное – исчез человек, исчезла его душа». Нечто подобное происходит и в педагогике. Наукообразные знания многие дети не способны воспринять, редко кому они даются без напряжения. Почему так много неспособных детей в школе? Им дается материал, который несообразен их психофизиологии. С этим наши оппоненты не хотят согласиться. Однако у нас есть и союзники. Так заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой Московского государственного открытого педагогического университета, доктор психологических наук, профессор Т. А. Ратанова, волей случая попав к нам занятия, была восхищена тем, что мы делаем. Процитирую ее отзыв: «Программа уникальна, ни на что известное не похожа. Она основана на современных достижениях психологии, производит прекрасное впечатление по содержанию и форме». Поддержкой стало и то, что научные журналы «Дошкольное воспитание» и «Мир психологии» опубликовали мои статьи по данной проблеме.
- Легко ли было издать «Грамотейку», объем которой чуть меньше «Войны и мира»?
- Издательская судьба книги сложилась непросто. Московское издательство «Рипол классик», выпустившее в свое время «Читайку», еще в 2000 году взяло ее в работу. Труд нелегкий, объем иллюстраций весьма значителен. Качество их должно быть не просто высоким, а очень высоким – это же для детей. С художником Натальей Климовой мы работали еще над «Читайкой», в новой книге учли недостатки оформления предыдущей. Стиль лубка несколько облагородили, добавив ему некоторой «миловидности». Издательство сделало арт-дизайн, макет, верстку, редактуру, но до выпуска книги так и не дошло. Вероятно, коммерческие перспективы казались непредсказуемыми, рисковать не хотелось. В результате с помощью адвоката я забрала все права на книгу и пыталась самостоятельно найти издателя. Удалось это только, когда моим трудом заинтересовался ректор Сыктывкарского государственного университета Василий Никифорович Задорожный. И вот сегодня «Грамотейка» выпущена. Ее могут купить не только сыктывкарцы, она продается в книжной лавке СыкГУ, но и в других городах России. В ряде гимназий Москвы учителя рекомендуют по ней готовить детей к школе.
Чем сложнее складываются обстоятельства, тем радостнее потом ощущать, что – слава Богу! – результат достигнут.
- Является ли задачей книги сформировать у детей православное миропонимание?
- Мне хотелось, чтобы наши воспитанники и читатели «Грамотейки» выросли православными христианами. Однако книга ставит пред собой более скромные, но в то же врем фундаментальные задачи – навести порядок в сознании малыша с понятиями «хорошо» и «плохо». Социологи отмечают, что у современных детей часто размыты границы добра и зла. Задача «Грамотейки» их определить. Если наш отрицательный герой Федот-наоборот собирается убить птенчика, то это должно вызывать неприятие. Поначалу ребята на занятиях даже отвечали, что хулигана надо «замочить» за это, в дальнейшем же осознавали, что если его побить, он все равно найдет случай совершить свой плохой поступок, а он должен понять, так делать нельзя. Ребенок становится другим, когда сопереживает чужой боли. Это его первый осознанный шаг к Богу.
- Всё ли удалось в «Грамотейке»?
- В том, что книга семь лет готовилась к изданию, есть и положительная сторона. В это время я работала как педагог, росла как ученый, апробировала новые идеи, замечала некоторые недостатки, вносила изменения. Все, что не удалось в двух книгах «Читайка» и «Грамотейка» выстроила в новое литературно-педагогическое произведение «Добукварь. Город-Грамотейск».

P.S.

Отметим, что благословение на издание "Грамотейки" дал патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский.
Tags: Ломбина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 38 comments