Как и ожидалось, проект позиции Церкви по ювенальной юстиции, продолжает вызывать споры. В пятницу на прошлой неделе прошел пленум Межсоборного присутствия Русской православной церкви. И в очередной раз подтвердилось сомнение тех, кто утверждает, что пока Церковь ясно не выразила неприятия нововведений в области семейного права. Но пообещала защищать и родителей, и детей. Осталось выяснить, от чего именно, когда и как.
Окончательный вариант Позиции пока не готов, обсуждение с возможностью внесения поправок закончился уже месяц назад. 30 октября Ассоциация родительских комитетов и сообществ также разместила свои замечания, подготовленные Ольгой Летковой, по этому документу на сайте bogoslov.ru, где в том числе проходило обсуждение. За пять месяцев обсуждения темы было оставлено 43 сообщения. За последний месяц добавилось еще 50. Прямо скажем, негусто. Особенно, если учесть то, что мало людей выражались по сути самого документа и еще меньше смогли "высмотреть" в нем неоднозначность.
Пока внесены изменения в название документа: теперь он называется "Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции". И в этом видится реакция на слова господ лоббистов ЮЮ, высказававшихся, что протестующие против ювенальной юстиции сами не понимают, против чего они протестуют, поскольку термин "ювенальная юстиция" относится к судопроизводству для несовершеннолетних.
Даже несмотря на то, что это манипуляция чистой воды, многие вынужденным образом на нее отреагировали, начав давать объяснения, комментировать. Даже Патриарх на нынешнем пленуме остановил на этом свое внимание, сказав, что существует различное понимание терминов, отсюда возникают проблемы в самой дискуссии. Можно добавить, что даже в мировой практике не существует однозначного термина, который закрепился бы за той репрессивной системой "защиты прав детей", выдирающих их с кровью из родной семьи.
Кстати, такой факт, что госпожа Мизулина участвует в Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства, в какой-то степени может объяснить подозрения юристов, заметивших, что проект Позиции церкви по некоторым моментам очень перекликается с законопроектами, порождаемыми темными недрами властных структур. Это могло бы объяснить и то, что церковный документ повторяет ложный постулат, лежащий в основе внедрения новой ювенальной государственной стратегии - что в семьях растет насилие, что ситуация ужасающая. Хотя уже сотни раз приводилась статистика МВД, говорящая об обратной тенденции.
Совершенно своевременно, правильно и справедливо Церковь призывает к "благодатному подвигу многочадия", поскольку демографические проблемы страны могут быть решены именно таким образом, говорит о необходимости поддержки и защиты многодетных семей, о необходимости реорганизацию органов опеки, превратив их из репрессивного механизма в систему реальной помощи семье.
С другой стороны, мы пока не видим того, чего очень ждем от Церкви: однозначной принципиальной позиции по отношению к внедрению либеральных законотворческих инициатив, калькированных с западных, уже действующих.
Лишь кто-то из иерархов позволяет себе говорить о проблеме прямым текстом. Например, еще весной о.Димитрий Смирнов говорил о том, что "в стране сформировалась система вытравливания семьи". А о.Всеволод Чаплин отмечает "попытку создания индустрии устройства детей в приюты, в приемные или патронатные семьи".
Как будет решена эта важная дилемма, которая по словам Советника Президента РФ по социальной политике Евгения Юрьева, "чревата концом исторической перспективы для России?" Будут ли семьи рожать вообще и рожать много детей, ощущая нависшую угрозу отбирания детей по чужой воле и выгоде - это решение пока по-прежнему находится в руках власти и Церкви.
И это тот случай, когда вряд ли можно будет простить предательство своего народа, поскольку это народ по всей стране уже более чем явно сказал: "Не хочу!".